«Нужно не только осознать свою неправоту пред Богом и людьми, но и испросить прощения за свою неправоту. Чем более мы перед кем-то виноваты, тем сложнее нам испросить прощения. Но без этого прощения невозможен путь покаяния»

         Восстанавливая возвращенную в 1992 году церковь свтт. Афанасия и Кирилла, что на Сивцевом Вражке, прихожане стремились найти исторические сведения и свидетельства, которые помогли бы установить живую связь с прошлым храма, его историей. Долгое время эти поиски приносили весьма скромные результаты. Но в 2012 году, благодаря неустанной и кропотливой работе в Центральном историческом архиве г. Москвы, удалось выявить клировые ведомости, метрические  книги, книги брачных обысков, исповедные ведомости за разные периоды существования храма.

         Клировые ведомости включают в себя сведения по истории сооружения церкви, о церковном имуществе, в них – подробные сведения о членах причта, послужные списки священников и диаконов, сведения о сборе средств и расходах, о ремонте храма – одним словом о многих сторонах приходской жизни. Таким образом, стали известны не только сведения об архитектуре храма разных периодов, но и описания его внутреннего убранства, икон и святынь.

         Благодаря послужным спискам священнослужителей и прилагаемым к ним документам удалось узнать о судьбах некоторых из священников, служивших в нашем храме в XIX-XX веках.

         Особенно ценной оказалась находка клировой ведомости за 1921 год. Благодаря этому документу стали известны многие обстоятельства жизни и служения протоиерея Евлампия Троицкого – последнего священника, служившего в храме до его закрытия в 1932 году. Сведения из послужного списка и последующие изыскания помогли установить, что о. Евлампий, прослуживший в храме свтт. Афанасия и Кирилла 42 года, был митрофорным протоиереем, благочинным 1 отд. Пречистенского сорока.

         Удалось также установить, что о. Евлампий Троицкий был женат на Софье Сергеевне Смирновой, дочери ректора МДА прот. Сергия Смирнова. Через своих родителей, сестер и брата Софья Сергеевна была в родстве с замечательной плеядой русских священников и историков – Богоявленских, Милюковых, Каптеревых, Поройковых, Голубцовых.

         В процессе поисков удалось найти потомков о. Евлампия: его правнучку Ольгу Георгиевну Троицкую-Гордееву, проживающую в Москве, и внучку батюшки Ирину Георгиевну Кедрову, живущую в Братиславе…

         И еще одним бесценным источником информации стали обнаруженные в архиве книги брачных обысков. Сухая форма брачного свидетельства отражала происхождение, правовое и имущественное положение будущих супругов, но иногда сквозь казенные формулировки видны удивительные обстоятельства и сюжеты.

         Одним из примеров может послужить запись 1848 года о венчании отставного вахмистра Родионова с солдатской вдовой Татьяной Соловьевой. Сведения о женихе и невесте и приложенные документы сообщают удивительную историю жизни крестьянского сына Абрама Родионова, забритого в солдаты в 1810 году. Все 28 лет службы он находился в составе Новгородского кирасирского полка, участвовал во всех значимых сражениях Отечественной войны 1812 года, в заграничных походах 1813-1815 годов, а впоследствии во всех военных кампаниях, в которых участвовал его полк, что отмечено в его аттестате, копия которого включена в брачный обыск. В 1810 – рядовой солдат, в 1814 унтер офицер, в 1828 – вахмистр, среди его наград знак ордена св. Георгия, медали – в память 1812 года, за взятие Парижа (1814), за взятие Варшавы (1831), знак отличия св. Анны и право ношения нашивок за 20-летнюю беспорочную службу... И вот, в 1848 году, на 55 году жизни, старый солдат обрел, наконец, домашний очаг и, хочется верить, земное счастье: 9 мая 1848 года состоялось венчание прихожан Абрама Родионова сына Родионова и Татьяны Соловьевой.

         Несмотря на перипетии русской истории, на попытки предать забвению многие ее страницы, в документах архивов, мемуарах, исторических очерках и путеводителях сохранилось множество важных, порой неожиданных подробностей из жизни прихода и прихожан. Архивные страницы содержат не только сухие факты, но являют картину жизни давно ушедших времен.